Сегодня мы поговорим о состоянии рынка электронной коммерции, трендах и последствиях, ставших результатами пандемии COVID-19 с основателем компаний LeadWay, EuroIT, Репутология и нескольких других известных федеральных брендов в сфере интернет-маркетинга и e-commerce Сергеем Сиротинским.
Сергей, расскажите о компании LeadWay, чем она занимается?
Компания LeadWay — первое в России специализированное агентство e-commerce-маркетинга. Мы увеличиваем продажи в интернет-магазинах, помогаем бизнесу в сфере электронной торговли расти и развиваться быстрее. Мы работаем с крупнейшими представителями категорий косметики и парфюмерии, медицины, недвижимости, товаров для отдыха и спорта, гостиничного бизнеса и онлайн-образования.
Сергей, какие тренды сейчас наблюдаются в различных категориях на рынке электронной коммерции в России?
В период, когда большинство россиян были вынуждены долгое время оставаться дома в режиме самоизоляции, онлайн-корзины все чаще стали наполняться не только привычной электроникой и косметикой, но и товарами повседневного спроса и первой необходимости. Привычная модель оффлайн-ритейла была во многом ограничена, и люди вынужденно стали открывать для себя новые технологии. У многих появилось понимание, что покупать в интернете удобно, просто и безопасно. Ведь теперь не только косметику, электронику и продукты, но даже и безрецептурные медицинские препараты стало возможным заказывать, не выходя из дома, совершая всего пару кликов на экране смартфона.
В последние месяцы мы наблюдаем рост практически во всех товарных категориях. Рынок e-commerce сейчас растет быстрее обычного. Например, оборот крупнейшего маркетплейса WildBerries за первый квартал 2020 года увеличился вдвое и достиг 75 млрд рублей. А один из продвигаемых нами крупнейших застройщиков во втором квартале увеличил продажи квартир на 36% относительно первого.
Когда мы видим, как растут продажи у наших клиентов, мы понимаем, какую пользу приносим владельцам бизнеса. Но сегодня мы помогаем и конечному потребителю проще и быстрее находить интересующие его товары в Интернете — мы делаем покупки безопасными и доступными.
Если говорить об изменении поведения потребителей, можно ознакомиться и с недавно проведенным российским подразделением компании Criteo исследованием, где говорится, что около 54% россиян за период самоизоляции открыли для себя новые форматы онлайн-шоппинга, которыми планируют пользоваться и в дальнейшем, а большинство из них в ближайшее время рассчитывает увеличить объемы покупок в интернет-магазинах в различных товарных категориях.
На самом деле, такой тренд касается не только сферы торговли. Например, в этом году практически во всех ВУЗах России весенняя сессия у студентов прошла в дистанционном формате.
Согласитесь, даже не являясь студентами, большинство из нас этой весной хотя бы раз участвовали в ZOOM-вебинарах, мастер-классах или хотя бы смотрели обучающие видео на YouTube. Мы открыли для себя новые возможности. И, совершенно точно, уже не будем готовы от них отказаться.
Сергей, а если говорить о вашем бизнесе и бизнесе ваших клиентов — как на них сказался этот COVID-кризис?
Среди наших клиентов пострадали в основном те интернет-магазины, которые вели свою деятельность в сфере международной торговли, а также те, возможность ведения деятельности которых была физически ограничена. Я говорю о том периоде, когда закрылось большинство бизнес-центров и складов в Москве, и некоторые партнеры в первое время просто не смогли отправлять заказы клиентам. Соответственно, не имели возможности оплаты по заключенным с нами маркетинговым договорам. Мы отнеслись к ситуации с пониманием и постарались в равной мере разделить все финансовые потери.
Говоря о наших внутренних моментах, команда LeadWay была переведена на удаленку еще за неделю до официальной самоизоляции. К сожалению, компания не попала ни под одну меру государственной поддержки. Однако, благодаря достаточно устойчивому финансовому положению, мы смогли собственными силами на 100% сохранить штат и заработную плату сотрудников.
Более того, чтобы поддержать команду, мной было принято решение в качестве меры дополнительной поддержки повысить уровень заработной платы для всех наших специалистов на 15%. Я убежден, что главное в бизнесе — это команда, и у меня есть четкая установка — своих людей не терять. Конечно, мы понесли определенные финансовые потери, но это не оказалось критичным для компании.
А как Вы думаете, что изменится после COVID, в каком мире мы окажемся?
Конечно, я не стану приукрашивать пандемию, которая оказала разрушительное воздействие на миллионы людей во всем мире. Но, в любой, даже самой сложной ситуации, можно попробовать найти хотя бы что-то хорошее. Получить определенный ценный опыт и идти дальше. Например, начать использовать интернет не только для развлечений и связи друг с другом, но и в большей мере для коллективного решения проблем, обмена ресурсами и торговли.
Я считаю, что мы должны действительно преодолеть этот кризис, а не просто отвлечься от него. Конечно, для этого все общество должно серьезно трансформироваться. Многие старые модели уже просто перестали работать. А природа, как известно, не терпит пустоты. В моем понимании, кризис — это не только и не столько потери, но, в первую очередь, новые возможности.
И в завершение, что по-вашему такая трансформация означает для бизнеса?
Я думаю, пока ни у кого нет четкого ответа на этот вопрос. Время внесет ясность. Но уверен, что как раньше уже точно не будет. И вот это уже не вопрос сроков.
Известно, что в критической ситуации общепринятые действия любой системы — максимально ограничить всё, что возможно, чтобы избежать больших потерь. Но, к сожалению, в этот раз такие ограничения стали фатальными для многих представителей малого и среднего бизнеса, представителями которого является большинство российских интернет-магазинов. Конечно, рынок электронной коммерции имеет свои устоявшиеся особенности и тренды. Во всем мире и, в частности, в России он неизменно растет. И этот тренд совершенно стабилен в долгосрочной перспективе. В стратегическом плане для рынка электронной торговли пандемия выступила своего рода акселератором. Те интернет-магазины, которые смогли пройти через COVID-кризис, совершенно точно, окажутся на гребне волны. А вот представителям оффлайн-ритейла придется быстро приспосабливаться к новым реалиям, ведь похоже, слова известного всем сторонникам теории заговора Билла Гейтса «Если Вас нет в интернете, значит Вас нет в бизнесе» становятся сегодня как никогда актуальными.
Сергей Сиротинский, основатель первого в России специализированного агентства e-commerce маркетинга LeadWay