Появление и развитие гражданской идентичности учащихся является особенным социокультурным выверенным процессом, направленным на становление учащегося в качестве части целого, т.е. всего гражданского общества. Это создание идентичности является важным условием при социокультурных контактах в обществе. Также оно позволяет сформировать патриотизм индивида и показать ее права и обязанности перед государством.
Учебный процесс является инструментом для консолидации различных конфессиональных и этнических структур, для согласования интересов общества и отдельных индивидов.
В воспитании у учащихся гражданской идентичности существует несколько основных направлений. Первоочередным является духовное и нравственное воспитание. Благодаря ему формируются ценности в сфере гуманности, появляются моральные нормы, чувства толерантности и терпимости.
Воспитание через историю также значимо. Учащимся необходимо знать основу истории своего отечества, помнить о трудных временах, знать о своих героях. Учащиеся должны понять исторические векторы развития своего государства, понимать лейтмотивы в событиях. История государства прививает учащимся гордость, развивает чувство причастности к своему государству.
Учащиеся должны иметь четкое понимание о государственной власти, ее устройстве и политики. Школьные программы помогают ученикам понять их настоящие и будущие права и обязанности как школьника, так и гражданина страны. Должно уделяться внимание и развитию правовой компетентности.
Воспитание учащегося как патриота своей страны играет ключевую роль, т.к. формирует в нем уважение, гордость и любовь к своему государству.
Образовательная система является важным институтом в качестве развития социокультурных навыков учащегося, становления его как полноценного гражданина. Именно на этапе формирования психики необходимо заботиться о воспитании гражданской идентичности.
Автор директор центра российской идентичности РГУ им. А. Н. Косыгина Квятковский В. Ю.