Понедельник, 25 ноября 2024
$ 00,00
€ 00,00

Итоги исследования независимых консультантов компаний – членов АПП как показатель динамики развития индустрии прямых продаж

10 января

Ассоциация прямых продаж (АПП) совместно с НИУ «Высшая школа экономики» провели очередное исследование независимых консультантов компаний – членов АПП.

Целью исследования стало определение социально-демографического профиля независимого консультанта, основные показатели деятельности независимого консультанта в прямых продажах и специфика коммуникации с клиентами в текущих условиях.

В опросе приняло участие 3 265 независимых консультантов компаний, входящих в АПП. Данное исследование стало седьмым по счету, начиная с 2003 г.

Результаты исследования подтверждают социальную значимость индустрии прямых продаж: большую часть независимых консультантов составляют женщины (92%) в возрасте от 30 до 54 лет, имеющие высшее (70%) или среднее специальное образование (21%), двух и более детей (53%).

До прихода в индустрию прямых продаж 63% опрошенных работали полный рабочий день, 13% были безработными. Для 41% респондентов занятость в сфере прямых продаж является источником дополнительного дохода, 27% респондентов посвящают сфере прямых продаж полный рабочий день.

Значительно увеличилась доля независимых консультантов, работающих в индустрии прямых продаж более 5 лет (57%). 43% независимых консультантов уделяют прямым продажам не более 4 часов в неделю, при этом независимые консультанты рассматривают прямые продажи как способ дополнительного заработка с гибким графиком, возможностью планировать свое время и влиять на свой доход. Это делает индустрию прямых продаж привлекательной для всех категорий граждан: от молодежи до пенсионеров.

«Отличительная черта индустрии прямых продаж — ее социальная направленность, которая приобретает особую значимость на нынешнем этапе развития России,- говорит Президент АПП Тамара Шокарева. «Индустрия предоставляет неограниченные возможности для наименее защищенных групп населения — молодежи, людей пенсионного возраста и, конечно, для женщин с детьми. Гибкий график, надежный партнер в лице компании, предоставляющей качественную продукцию, удобную доставку, информационную поддержку и обучение,   возможность планировать свою деятельность позволяет женщинам, имеющим детей, найти баланс между бизнесом и семьей, укреплять семейные ценности, уделять время детям и в то же время строить свой бизнес и вносить вклад в бюджет семьи».

Доля респондентов, получающих доход свыше 35 000 рублей в месяц, неукоснительно растет начиная с 2008 года, достигнув 20% в 2023 году. Независимые консультанты отметили, что получаемый доход от прямых продаж начал составлять существенную часть семейного бюджета, достигая 50% общего дохода семьи. У 26% опрошенных финансовые результаты деятельности в прямых продажах в 2022 году увеличились по сравнению с доходом за 2021 год, у 38% остались на прежнем уровне.

«Исследование подтвердило востребованность личного контакта консультанта с покупателем. Основные коммуникации строятся и в настоящее время на общении со знакомыми и друзьями, что подтвердили 95% опрошенных респондентов. В то же время современные средства коммуникаций активно используются консультантами — в интернет-коммуникациях лидируют мессенджеры (88% респондентов), социальные сети (76%), сайты (52%) и микроблоги (51%)» — говорит профессор ВШЭ, д.э.н. Ольга Третьяк

Социальная значимость индустрии проявляется еще и в том, она является не только источником получения дополнительного заработка с удобным графиком работы, но и источником новых знаний. Респонденты отметили улучшение в работе с людьми (87%), усовершенствование навыков продаж (86%), уверенность в себе (86%), мастерство выступления перед публикой (84%).

Основными побудительными мотивами стать независимым консультантом для респондентов послужили: продукция (81%), получение дополнительного дохода (60%), приобретение товаров по более низкой цене (59%). Эти мотивы, в свою очередь, являются основными преимуществами работы в индустрии.

При выборе компании, с которой респонденты решили сотрудничать, важна репутация (94%), соотношение цена – качество (94%) и уникальность продукции (92%).

Став независимым консультантом, респонденты отмечают высокую удовлетворенность своей деятельностью, а в качестве основных преимуществ называют хорошую продукцию (83%), приобретение товаров по более низкой цене (73%) и дополнительный доход (71%).

«Важным индикатором здоровья индустрии, своего рода лакмусовой бумажкой ее состояния для нас является показатель удовлетворенности независимых консультантов, которые сотрудничают с компаниями-членами АПП: в 2023 г. этот показатель вырос до 73% с 67% в 2020 г.  Рост этого показателя обусловлен теми гарантиями, которые обеспечивает независимым распространителям Этический Кодекс АПП. Одна из них – право на возврат продукции, надежно защищает их от финансовых потерь» — отметила Тамара Шокарева.

В 2024 году Ассоциация прямых продаж планирует провести исследование отношения населения РФ к прямым продажам, что позволит определить осведомленность населения о прямых продажах, значимость отрасли для потребителей, анализ достоинств и недостатков метода прямых продаж.