Пятница, 04 октября 2024
$ 00,00
€ 00,00

Почему судебное банкротство предпочтительнее внесудебного рассказывает юрист

В сентябре 2020 года в России была введена новая форма процедуры банкротства – внесудебная. Это произошло на фоне общего увеличения количества банкротств физических лиц, вызванного такими объективными факторами как экономический кризис в стране с одной стороны и рост доверия к процедуре в связи с повышением правовой грамотности граждан, с другой стороны.

Изначально внесудебное банкротство рассматривалось и позиционировалось как процедура, значительно снижающая финансовые затраты физического лица по сравнению с традиционным, то есть судебным банкротством. Необходимость сокращения затрат объяснялась двумя главными причинами: тяжелым финансовым положением граждан, оказавшихся в предбанкротной ситуации, и общей экономической ситуацией в стране, которая привела к увеличению количества банкротств физических лиц.

Поскольку заявление о внесудебном банкротстве подается самим физическим лицом в многофункциональный центр, гражданин может избежать затрат, связанных с наймом арбитражного управляющего, оплатой судебных расходов и так далее. Но это только на первый взгляд. Ведь процедура внесудебного банкротства сопряжена с целым рядом трудностей, и сталкиваться с данными трудностями гражданин начинает уже на самом первом этапе – подавая заявление о начале процедуры банкротства в многофункциональный центр. Для начала, гражданин должен соответствовать двум главным требованиям – в его отношении должно отсутствовать исполнительное производство, и сумма долга должна быть в размере от 50 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. Любые отклонения от этих требований чреваты отказом со стороны многофункционального центра в приеме заявления.

Во-первых, уже первый месяц функционирования новой процедуры внесудебного банкротства показал: заявления о банкротстве, подаваемые самими гражданами, в большинстве случаев отклоняются еще на самом раннем этапе. Это связано с многочисленными ошибками, которые граждане совершают, пытаясь составить заявления самостоятельно. Попытка сэкономить на профессиональной юридической помощи оборачивается новыми проблемами – это примерно такая же ситуация, как если бы мы пытались сэкономить на враче.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что гражданин может неправильно учесть свои долги, в результате процедура банкротства также окажется под угрозой. Помощь же профессионального юриста позволила бы избежать такой неприятной ситуации.

Во-вторых, в процессе внесудебного банкротства гражданин остается один на один со своими кредиторами. У последних куда более серьезные возможности, в том числе и с точки зрения квалифицированного правового обеспечения процедуры. Если в случае судебного банкротства дело рассматривает суд, который выступает в роли гаранта справедливого разбирательства, то во внесудебном банкротстве процедура осуществляется автоматически. Надеяться гражданину в данном случае не на кого. Нет и квалифицированного управляющего, поскольку гражданин сам решил отказаться от его услуг в стремлении сэкономить не очень и большую, в сравнении с размером просроченного кредита, сумму денег.

В-третьих, внесудебное банкротство имеет пороговую сумму в 500 тысяч рублей. Это довольно маленькая сумма, учитывая общую закредитованность российского населения. Получается, что граждане, имеющие более внушительные долги, пройти процедуру внесудебного банкротства и так не могут, и единственным для них выходом остается все тот же традиционный путь банкротства судебного. Что же касается физических лиц с долгами в размере от 50 тыс. до 500 тыс. рублей, то, учитывая общие последствия прохождения процедуры банкротства для гражданина, вряд ли имеет смысл инициировать ее ради долга в 100 тысяч рублей.

Таким образом, процедура внесудебного банкротства по целому ряду показателей является менее выгодной и более рискованной для физического лица. Безусловно, основной риск связан с тем, что заявление просто не будет принято по причине его неправильного составления. Общая рискогенность внесудебного банкротства обусловлена отсутствием помощи квалифицированных специалистов, к которым граждане обращаются в процессе обычного, то есть судебного банкротства.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? В первую очередь, не стоит экономить на процедуре банкротства. Попытка сохранить несколько десятков тысяч рублей может обернуться большими неприятностями и потерей куда больших сумм денег, не говоря уже о самом главном ресурсе – времени.

Во-вторых, не стоит отказываться в целях экономии или из самонадеянности от профессиональной юридической помощи, поскольку никто лучше специалистов, проводящих сотни процедур банкротств, не может разобраться во всех хитросплетениях российского законодательства о банкротстве, в нюансах работы арбитражных судов и государственных структур.

Арбитражный управляющий Осипов Павел Александрович, эксперт ООО «Банкротство.ру»