Пятница, 26 апреля 2024
$ 00,00
€ 00,00

Роль русской иконы в формировании миропонимания

18 февраля

1367664546_08ug75nwe5

Традиции для русского человека являются неотъемлемой частью культуры бытия. Современные тенденции развития общества красноречиво свидетельствуют о том, что многие духовные традиционные понятия и миропонимание утеряны. Вот эта направленность деградации дает повод задуматься над возрождением духовности в сознании каждого отдельного индивидуума.

Особая роль в этом процессе отводится иконам. Тысячелетняя история культуры русского народа показывает высокий уровень самосознания и желание искать истину, погружаясь в глубокие размышления о вечных ценностях. А что может быть для русского народа более ценным и глубоким, чем вера. Обращаясь к теме русской иконы, следует отметить, что это направление творчества имеет наибольший вклад в мировое и национальное художественно-эстетическое наследие нашего народа. Говорят, что рукой мастера-иконописца движет Бог.

Национальные достижения на этом поприще достигнуты кропотливой работой мастеров, имена которых неразрывно связаны с русским православием. Кисти Феофана Грека принадлежит создание Донской иконы Божией Матери, которая по сей день хранится в Третьяковской галереи. Время творчества Ф.Грека припадает на византийский период истории. Этот талантливый иконописец стал первым, кто нарисовал святых в полный рост. Многочисленные фрески, которыми были разрисованы храмы того времени, до нашего времени, к огромному сожалению, не сохранились.

Андрей Рублев еще один великий мастер, который создавал православные иконы, вошедшие в наследие мировой культуры. Икона «Троица» является ярким доказательством большого таланта А.Рублева, демонстрирующая духовную состоятельность, как часть его жизненного пути и сознания. Оценивая уровень мастерства, в национальное и мировое наследие художественного творчества вошли и следующие имена: Даниил Черный, Дионисий, Гурий Никитин, Симон Ушаков, Федор Зубов и др.

К теме анализа православной духовности обращались и писатели, которые также пытались постичь смысл веры, понять, что является основой моральных ценностей. Подобным анализом занимался Достоевский, который писал, что именно Русская православная церковь уделяет большое внимание в первую очередь образности и душевному восприятию веры, а потом уже силе слова.

Иконы создаются для храмов, но дом христианина всегда был местом, где образы считались святыней. Именно факт особого отношения к ним – это яркий показатель религиозности народа, его высоких моральных принципов. Русское иконописание является символом бескомпромиссного единства разума и веры, а созерцание эстетики икон имеет выраженный психологический эффект в аспекте положительного влияния на формирование мировоззрения.