Четверг, 25 июля 2024
$ 00,00
€ 00,00

Психолог Елена Агабекова предложила 7 шагов, как отвлечь ребенка от гаджетов

27 мая

Тело и его положение оказывает огромное влияние на психику и состояние в целом. По определенному телосложению можно понять дисгармонию в формировании человека на всех кризисных этапах роста и взросления. Ребенка, отдающего предпочтение виртуальной жизни, можно узнать по телу на расстоянии. Семейный психолог, эксперт по детско-родительским отношениям Елена Агабекова рассказывает, как помочь такому ребенку, чтобы он взрослел здоровым и счастливым.

Современный мир диктует нам условия, мы находимся в своеобразной матрице всевозможных систем, в том числе цифровых технологий и интернета. Мы можем бороться с этим, можем идти в ногу со временем и поддаться, а можем просто жить в этом мире и одновременно создавать свой важный мир — мир семьи.

Гаджет — такая удобная штука: ребенка не видно, не слышно, и можно на несколько часов забыть о рутинной заботе о нем, о криках и драках между сиблингами, даже о еде забыть можно. Бывает и так, что ребенок может сидеть круглосуточно в телефоне, смотреть видеоролики, играть по сети, смеяться и общаться, не видя своего собеседника, приобретая виртуальных друзей. Там у него целая жизнь, и можно даже поверить, что она настоящая и насыщенная, хотя на самом деле это не так.

Как телесно ориентированный психотерапевт, Елена Агабекова говорит в первую очередь о физиологических проблемах в теле и отсюда вытекающих психологических.

Зрение. Забавно, но телевизор уже не такая угроза, как пугали двадцать лет назад. Зрачкам необходимо смотреть на приближенные и отдаленные объекты, из стороны в сторону, фокусировать и расфокусировать зрение и т.д.

Таз перекручивается и зажимается, вследствие чего формируется тазовый блок, простым языком, получает недостаточно кровоснабжения. Представьте: ребенок сидит в школе 6 часов, приходит домой и снова садится, включая девайс.  В школе ребенок сидит по крайней мере правильно: на двух седалищных костях, опираясь на руки и стопы; 3 опоры — минимальный базовый залог правильного кровоснабжения частей тела. А вот дома ребенок принимает позу полусидя-полулежа, опуская голову к экрану девайса, зажимая щитовидную железу, и тем самым образуется замок в этой области, отсюда недостаточное кровоснабжение. Находясь день за днем в такой позе минимум по 2-3 часа, мышцы шеи начинают сокращаться и натягивать корпус, образуя схлопывающуюся схему тела. Плечи уходят вперед, и мы начинаем видеть сутулость. Общество на телесном уровне, да и психика ребенка бессознательно считывает такое положение тела и непроизвольно запускает мысли, которые ведут к снижению самооценки. В свою очередь социум, видя ребенка с таким положением тела, могут выбирать его как «грушу для битья». Такое положение тела дает сигнал о том, что владелец данного «скафандра» внутренне слаб.

Диафрагма. В процессе ежедневного и многочасового злоупотребления гаджетами, находясь в вышеописанных позах, дает знать о себе очень важная в организме мышца —диафрагма, которая отвечает за психологическую, адаптационную функцию социализации наших детей в обществе. Она подтягивает и сжимает внутренние органы ЖКТ, печень, поджелудочную железу и желудок. А если вы сейчас заглянете в статистику по заболеваемости ЖКТ по сравнению с 2000 годом, вы не останетесь равнодушными. И это не столько питание, а сколько описанная выше история.

Состояние стресса. Также зажатая диафрагма влечет за собой нарушение дыхательного процесса, вслед за этим нарушается кровоснабжение, а вслед за кровоснабжением идет сбой в ритме сердца, за сбоем ритма сердца поступает сигнал в мозг: «Сейчас у нас стресс», а мозг в свою очередь подает сигнал эндокринной системе. Вырабатывается кортизол, а за этим активируется следующий процесс, в котором уже начинает свою работу психолог. Это работа с тревогой, депрессивными тенденциями, агрессией, подавленной агрессией, аутоагрессией. Вот почему, как предполагает эксперт Елена Агабекова, сейчас так много психопатии, депрессий и суицидальных случаев. Конечно, это не единственная причина диагнозов, но это то, что усиливает либо создает почву.

Импульсы и их удерживание. Представьте, что вы намерены совершить действие, например, спешите в аэропорт встретить любимого человека, которого давно не видели, и вот, вы сидите на диване, время поджимает, и вы намереваетесь встать — а не можете. Одна, вторая, третья, десятая попытка безуспешна, и тогда психолог Елена Агабекова предлагает попробовать уловить чувства, эмоции и весь процесс внутри вас и в вашем теле. Эксперт предполагает, вы захотите кричать от безысходности, и в первую очередь основное чувство — это гнев, а его эмоция — раздражение, и вот эта эмоция начинает распространяться по всему телу, она вибрирует. Вслушайтесь в слово «раздражение» — мощная энергия, побуждающая к действию, не важно, разрушающее ли это действие или созидающее: ударить, разбить, закричать, накричать на кого-то, хлопнуть, встать, бежать и т.д. Как утверждает эксперт, с ней нужно что-то сделать во что бы то ни стало.

Похожее происходит с ребенком, который провел несколько часов подряд в гаджете. А ребенок в свою очередь не осознает, что с ним происходит, ведь не все взрослые могут осознавать телесные ощущения и эмоции; что тогда говорить о детях? Во время пребывания в гаджете, будь то игра, общение, просмотр видео, таких импульсов возникают сотни, и они реализуются лишь процентов на тридцать с натяжкой. И вот вопрос: куда он девает оставшиеся нереализованные импульсы и каким способом дает им выход? По словам эксперта, это индивидуально и зависит от семейной системы в целом, например, как в данной семье принято обходиться с чувством гнева, раздражения, ярости. Может быть такое, что никак нельзя проявлять свой гнев, что еще хуже.

Что же с этим делать? У семейного психолога Елены Агабековой есть простой ответ: гигиена. Важно приучать ребенка правильно пользоваться гаджетами, и чем раньше, тем лучше. Эксперт предлагает 7 шагов, как научить ребенка информационной гигиене.

  1. Режим. Существуют нормы использования гаджетов по времени. Их можно найти на сайте Роспотребнадзора, там прописано рекомендованное экранное время по возрастной категории.
  2. Родительский контроль на телефоне должен быть установлен обязательно! Отнеситесь серьезно к этому пункту.
  3. Видеоролики, в том числе Ютуб, желательно смотреть в телевизоре. В моменте просмотра ребенок хотя бы лежит в правильном положении.
  4. Обеспечить ребенку рабочее место с хорошим стулом и столом, все его игры желательно организовать в компьютере. Не допускать их установку в телефоне до 14 лет либо производительностью телефона, который будет тянуть только мессенджеры, либо с помощью контроля. С такими условиями ребенок будет сидеть правильно, отходить от экрана в туалет, к холодильнику и по пути переключать функции зрения и движения.
  5. Завести коробку, в которую дети будут складывать свои гаджеты на перерыв. Почему коробка: гаджет является сугубо личной вещью, и отобрать его будет нарушением личностных границ. И когда ребенок, особенно подросток, не знает, где его телефон и что с ним сейчас делают, он может испытывать тревогу и гнев.
  6. Подготовить почву для выполнения пункта 5. Например, отдых от телефона вечером, когда все члены семьи видят, что девайсы в положенном месте. Главное — не бояться, что ваш ребенок будет докучать вам. Желательно соблюдать правило 20 минут, о котором будет сказано в конце статьи. И когда вы освоите эти правила и начнете их применять, то покой на вечер всей семье гарантирован.
  7. Создать все вышеперечисленные условия и только потом требовать исполнения.

Эксперт-психолог также советует уделить внимание профилактике.

  1. Хотя бы раз в 3 месяца курс ЛФК, физиопроцедуры, массаж, остеопат. Великолепно, если это правило закреплено в семье и все делают зарядку ежедневно.
  2. Спорт без чрезмерной нагрузки: детская йога, танцы, велопрогулки, скейт, ролики, коньки, бассейн.
  3. Личный пример: все вышеперечисленные правила, в идеале, вы тоже должны выполнять.
  4. До 14 лет контролировать контент, который потребляет ребенок, в том числе игры и переписки в мессенджерах по договоренности с ребенком или незаметно от него, но только что касается сомнительных чатов. Елена Агабекова как родитель действовала по договоренности, не читая личные переписки, не просматривая фото, не ругая и не осуждая. Только блокировала чаты, которые вызывали подозрение.

Правило 20 минут от эксперта по детско-родительским отношениям:

До 6-7 лет: ежедневно, можно поочередно с другим родителем, играть с детьми по их правилам без осуждения, насмешек; играть роль, которую вам выдал ребенок. В момент игры должны быть только вы и ребенок, поэтому отвлекаться ни на что нельзя.

7-11 лет: можно выбирать настольные игры, и важно подключать разговор с ребенком, внимательно его слушать, даже если рассказывает, как сломали доску учителю. Смотрите во что он играет в гаджете или компьютере, сидите вместе с ним и восхищаетесь его игрой, даже если вам не нравится. Смотрите видео, которые он смотрит, и знайте, что он сейчас вас проверяет на прочность. Снимайте вместе с ним видео, смейтесь над его шутками, даже если вам его юмор не близок, хвалите его. Все это 20 минут каждый день. В этот момент происходит формирование связи между ребенком и родителем: возможно, он проверяет, можно ли вам доверять, а возможно, он сейчас в вас контенирует самые сильные эмоции, с которыми не справляется. Это очень важный этап как для вас, родителя, так и для вашего ребенка. Этап перед самым страшным, мощным и стрессовым периодом ребенка и родителя — подростковым возрастом.

12-15 лет: здесь уже дети и родители начинают отсоединяться по половой принадлежности: дочь к матери, сын к отцу. В этот возрастной период 20 минут каждый день разговаривайте с ребенком, просто слушайте его, советуйте, если просит совета, вмешивайтесь, если просит помощи. Также делитесь, например, как прошел ваш день, для выстраивания равных отношений.

Трудность в том, что в сегодняшнем мире дети осознаннее большинства родителей. Они точно знают, что им нужно, что они чувствуют, как с ними можно обращаться в семье, а как нельзя. Поэтому детьми сейчас нужно заниматься как никогда: говорить с ними, увлекать их, играть с ними, по возможности путешествовать. Иначе они создадут свой мир, в котором нет места для нас и всего живого вовсе.

Елена Агабекова, семейный психолог, эксперт по детско-родительским отношениям, сексолог, телесно-ориентированный психотерапевт, арт-терапевт, специалист по работе с шоковой травмой.